Губернатор Иркутской области Сергей Левченко выразил свой взгляд на тему "опорных" вузов в редакции газеты "Восточно-Сибирская правда".
Елена Трифонова, обозреватель:– Вчера в Общественной палате состоялся круглый стол как раз по этой теме. В общем и целом общественность пришла к выводу, что опорный вуз Иркутску нужен. Хотя никому не нравятся условия, на которых он создаётся.
Сергей Левченко:– Интересная позиция. Нам не нравится, но создавать будем. А плюсы можете перечислить?
Елена Трифонова:– Есть ощущение, что уже не до плюсов. Такова объективная необходимость, и выбирать на самом деле не приходится. Правительство Российской Федерации чётко держит курс на сокращение числа вузов. Что мы можем сделать в этой ситуации в отдельно взятой Иркутской области?
Сергей Левченко:– Можем, и очень многое. Представители общественности говорят: вот, очередная реформа сверху. Но нужно сделать так, чтобы у нас не получилось как с реформой энергетики или лесной реформой. Сверху давят, а мы и подчинились. А потом будем руками разводить, глядя на то, что получилось. Во-первых, у нас достаточно много высших учебных заведений, которые являются ведомственными. Моей задачей было в течение последних полутора месяцев вывести их из-под удара и сделать так, чтобы они ведомственными и остались. Кое-что получается.
Вместе с ректором ИрГУПСа мы договорились, что этот вуз остаётся под Минтрансом. Соответственно, его не нужно будет ни с кем объединять. Дважды встречались с министром сельского хозяйства и в принципе договорились, что ИрГАУ останется ведомственным вузом. Дело в том, что бывшую сельхозакадемию, как вуз с маленькой численностью студентов-очников – там всего около 2,5 тысячи студентов, все хотели к себе присоединить. Ну, давайте соединим сельхозакадемию с медуниверситетом. И что будет?
Альберт Батутис: – Наверно, будет много ветеринаров...
Сергей Левченко: – Получается, что и нас с вами будут ветеринары лечить. К этому, что ли, мы идём? Но я всё-таки хочу попробовать и доказать, в том числе этим неверящим, которые говорят, что увернуться не получится, что кое-что сделать можно. По большому счёту, если пойти по этому пути и попытаться где-то сохранить ведомственность, а где-то её создать, у нас останется два вуза: наш классический университет и нархоз, я уж по-старому его называю.
Вот здесь, если нам не удастся ничего экстраординарного предпринять, придётся идти по этому пути. Но если бы мы сейчас затеяли всех со всеми объединять, мы бы с вами, во-первых, точно говорю, не попали в первую категорию опорных университетов, которые будут созданы весной следующего года. Ни один вуз в отдельности, ни все объединённые вузы вместе взятые не соответствуют тем показателям, которые обозначены в условиях конкурса по опорным университетам.
Единственный показатель, который мы выдерживаем, – 10 тысяч студентов-очников. Ну, по финансированию на первом этапе тоже подходим. Задача ставится, чтобы вуз зарабатывал сам и с каждым годом всё больше. С ИрНИТУ мы попали в такую же ситуацию. Деньги государственные мы получили на определённое количество лет, и время заканчивается. Идя на этот проект, мы обязались, что по истечении определённого срока будем зарабатывать сами. Уже в ближайшее время вуз должен зарабатывать ни много ни мало 300 миллионов рублей. Когда деньги проедали государственные, было хорошо. А когда наступило время зарабатывать, как в фильме «Трактористы», пели: «А я растерялси...». То же самое будет и с опорными вузами.
Поэтому, если попробовать попасть в число первых 15 вузов, мы пройдём по одному-двум показателям, а все остальные не выполним. Если пытаться попасть во второй или третий этапы, там финансирование совсем маленькое. Получится, что объединиться-то мы объединимся, но финансирование получим совсем маленькое в пересчёте на одного студента или преподавателя. Вот у вас есть удовлетворение от объединения нашей педакадемии и ИГУ?
Елена Трифонова: – Это очень сложный процесс...
Сергей Левченко: – Сложный процесс, и объединения как такового нет. У нас объединились ректорат и бухгалтерия, а всё остальное по-старому.
Елена Трифонова: – А мы не можем попробовать убедить министра образования изменить условия конкурса, с тем чтобы нам засчитали объединение ИГУ с педакадемией задним числом? Тем более что это объединение состоялось всего лишь на несколько месяцев раньше обозначенного в конкурсных условиях срока?
Сергей Левченко: – Вот, уже разговор серьёзный пошёл. Не просто можем попробовать, мы обязательно будем пробовать. Не подчиняться, а находить выход. Искать способ, чтобы эта реформа нас не коснулась. Посмотрим, что удастся сделать по результатам всех моих походов по ведомственным вузам. По оставшимся вузам, которые нельзя будет подчинить какому-то ведомству, я обязательно буду с министром [образования РФ] разговаривать. Поэтому, знаете, ложиться и поднимать лапки кверху я не собираюсь.